«Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».

К. Гельвеций

 

 

 

 

Актуальные ссылки:

  

 

 

 

 

 

Развитие речи ребенка в домашних условиях

Игры и упражнения по развитию речи ребёнка дома.

1."Что бывает…. Какое бывает…"

Начните игру словами:

«Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную — с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)

Или наоборот:

«Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… » и так далее о других предметах или живых существах.

2. "Что сначала, а что потом"

Познакомьте ребенка с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

сначала чай наливают, потом.......(пьют)

сначала человек ложится спать, потом........(встает)

сначала самолет взлетает, потом........(приземляется)

сначала птичка откладывает яичко, потом..........(высиживает)

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

3. "Что будет, если…"

Вы задаете вопрос — ребенок отвечает.

«Что будет, если я встану ногами в лужу?»

«Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее.

Затем меняйтесь ролями.

4. "Разные вопросы"

Цель: усвоение грамматических основ русского языка.

Для этой игры вам понадобится мяч или мягкая игрушка. Перекидывайте друг другу мяч, сопровождая своё действие вопросом:

Где растут листья? (На ветке).

Где растут ветки? (На дереве).

Где растут деревья? (В лесу).

 5. "Чудесная коробка"

Цель: развитие внимания, памяти, навыков классификации предметов, освоение правильного употребления родовых местоимений. 

Нам понадобится любая вместительная коробка. Конечно, было бы просто замечательно обернуть её красивой бумагой, или просто раскрасить. Тем самым мы изначально заинтересуем ребенка. Кладём в неё самые разные предметы, но не более четырёх. Теперь можно звать малыша.

- Посмотри, какая красивая коробка! Давай заглянем, что в ней лежит?

Достаём предметы по одному, кратко описывая.

- Смотри. Это мяч, он круглый и синий. А вот кукла. У неё нарядное платье и жёлтый бант. Ой! А это сладкое, вишнёвое варенье

После просмотра всех вещей, сложите их обратно. А теперь предложите ребёнку отгадать по Вашему описанию, какой предмет вы хотите достать из коробки.

- Она в нарядном платье и с жёлтым бантом. Он круглый и синий. Оно сладкое и вишнёвое.

После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите малыша забрать только игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и варенье, обратите на это внимание ребенка. Необходимо объяснить, что с игрушками мы играем, а варенье это еда и играть с ним нельзя.

 6. "Прятки-догадки"

Цель: развитие внимания, пространственной ориентировки, закрепление предлогов В, НА, ПОД.

Предложите Вашему малышу поиграть в «прятки-догадки».

Я расскажу тебе историю про одного мальчика (девочку), а ты постарайся выполнить всё, о чём я буду говорить.

Жил-был мальчик (девочка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал мальчик, думал и решил спрятаться под стол. Смотрит мама — нет её мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела — там его нет. А может быть он под стулом? И там нет. А, вот он где — под столом!

Далее вы рассказываете, как мальчик залез на стул, притаился в шкафу и т.д.

 7.«Угадай-ка»

Цель: развитие речи и логического мышления, навыков классификации предметов, расширение словарного запаса.

Спрячьте игрушку или картинку с изображением котёнка.

- Угадай, кто к нам пришёл в гости? Его мама — кошка, а папа — кот.

Так же обыгрываем других гостей домашних или диких животных.

После того, как все гости соберутся, нужно уточнить, что в гости к нам пришли домашние (дикие) животные.

 

8. Игры по дороге в детский сад (из детского сада).

"Кто самый внимательный"

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

9.Игры на кухне.

"Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга"

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку (или на тарелку, если руки заняты), затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые, «соленые», «горькие» слова.

10. "Давай искать слова на кухне".

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук, так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.

11. Игры с бельевыми прищепками.

Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.

 12. "Сухой бассейн".

На дне миски с фасолью( рисом, пшеном и т.д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет.

13. Лепка из теста.

При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру.

С помощью таких игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей.

 

Успехов Вам!