Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с предметным и социальным окружением
на тему «В мире стекла»
(средняя группа)
Программные задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей появления стекла;
- опытным путем определить качество стекла (прозрачное, цветное, твердое, звонкое, хрупкое.)
- расширять и уточнять представление детей о свойствах стекла.
Развивающие:
- развивать речь, воображение, внимание, наблюдательность, любознательность, фантазию;
- развивать умение выражать свои мысли.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к бьющимся предметам (стеклянным);
- воспитывать умение работать в парах.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Словарная работа: бесцветное, цветное, прозрачное, звонкое, стеклянное, хрустальное.
Предварительная работа: разучивание физминутки, повторить понятие природный и рукотворный мир.
Материал и оборудование:
для воспитателя: небольшие стеклянные предметы (шарики разного цвета и формы, бутылочки, баночки, фужеры, стаканы, палочки для проверки звонкости стекла, ноутбук, телевизор
для детей: палочки или карандаши для проверки звонкости стекла, стаканчики стеклянные, бумажные и пластиковые, шарики цветные или камешки, деревянные кубики.
Содержание непосредственно образовательной деятельности детей:
1. Организационный момент
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице холодно, а в нашей группе тепло, светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
- Ребята, чтобы узнать чем мы с вами сегодня будем заниматься, нужно отгадать загадку.
Не влетят в наш домик мошки.
И тепло нам и светло.
Очень прочное в окошке
И прозрачное
(С…о)
(Ответы детей)
- Правильно! Сейчас я хочу вам кое- что показать. Воспитатель подводит детей к столу, на котором под скатертью стеклянные предметы.
- Что это за предметы? (Ответы детей).
- Из чего сделаны эти предметы? (из стекла)
- Как можно сказать они какие? (стеклянные)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, стекло – это природный материал или рукотворный? (Это сделано руками человека).
2. Основная часть.
Воспитатель: Были такие времена, когда человек не знал, что есть такой материал – стекло. А вам интересно узнать, как появилось стекло?
Воспитатель: Однажды в давние временам моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговор. Чтобы ветер не задул пламя, они обложили костер комками соды, которую везли с собой. Всю ночь полыхал костер. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Утром они очень удивились, когда нашли вокруг костра блестящие камушки – камни, которые образовались из сплава песка и соды. Они получились камень твердые, но прозрачные и сверкали на солнце. Так люди впервые увидели стекло.
Так из чего же образовалось стекло? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, так вот люди научились делать стекло и стали его исследовать. Как вы думаете, где проходили эти исследования? (Ответы детей.) И мы сегодня с вами тоже будем исследовать стекло. У нас будет своя лаборатория в группе детского сада.
Итак, давайте войдем в нашу лабораторию, и начнем исследование. (Дети проходят к столам, на которых подносы для работы в паре, на них необходимый раздаточный материал и присаживаются).
- Ребята, перед тем, как мы начнем наше исследование, ответьте мне на вопрос: Что произойдет, если уронить стеклянный предмет? (он разобьется) Правильно, значит стекло какое? (хрупкое). Молодцы! Хрупкость – это свойство стекла. Посмотрите каким условным знаком мы обозначим это свойство.
Опыт №1: Запах
Материал: стеклянный стакан
Ребята, как вы думаете, стекло чем-то пахнет? (Ответ)
-Возьмите в руки любой стеклянный стакан и понюхайте. Он чем-то пахнет? (Ответы детей)
Значит, какой можно сделать вывод?
Вывод: стекло не имеет запаха.
-Хорошо. Молодцы! Мы с вами выделили одно из свойств стекла. Как вы думаете, каким условным знаком мы его обозначим?
1 Опыт №2: Твердость
Материал: стеклянный и пластиковый (одноразовый) стаканчики.
Сейчас «уважаемые исследователи» я предлагаю вам следующий опыт. Возьмите пластиковый стакан, сожмите его? Мнется? Значит он какой? (мягкий). А теперь попробуйте сжать стеклянный стакан. Получилось? Почему? (Он твердый.)
Почему пластиковый стакан смялся, а стеклянный – нет?
Вывод: стакан из пластика мягкий, а из стекла - твердый
- Умнички! Мы выделили еще одно свойство – это твердость. Каким условным знаком мы можем обозначить это свойство?
Физминутка.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)
3 Опыт №3: Прозрачность. Цвет.
Материал: стеклянный стакан, пластиковый стакан, 2 камешка
Воспитатель: Ребята, приступим к следующему опыту. Опустите один камешек в стеклянный стакан, а другой в пластиковый. Что вы можете сказать? (Ответы детей)
Ребята, а где можно увидеть прозрачные стекла? (окна в домах, стекло в машине, очки, люстры, лампочки и т. д.) А теперь посмотрите на стакан и скажите мне, какого он цвета. Подвожу детей к выводу, что стекло бесцветное. А всегда ли стекло бывает бесцветным? (Ответы) Правильно, ребята, стекло бывает и цветное. У меня есть образцы цветного стекла. Показываю детям (зеленая бутылка, коричневый пузырек, различные цветные вазочки и сувениры из стекла)
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Стекло прозрачное. Может быть бесцветным и цветным. Какой условный знак нам поможет запомнить это свойство стекла?
4 Опыт №4: Звук.
Материал: стеклянный стакан, деревянный кубик, карандаш.
Ребята, возьмите карандаш и постучите по кубику. Звенит? А теперь постучите по стаканчику. Звенит? (да) Как звенит? (звонко) Да, у стекла есть ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Стекло звонкое.
Ребята, а какие красивые мелодии можно проигрывать на бокалах. Называется это музыкой поющих бокалов (включаю видео «Поющие бокалы»). Красиво, правда? Какой вывод мы с вами можем сделать?
Вывод: стекло издает звук.
Молодцы! А какой условный знак может обозначать звук?
- Молодцы, ребята! Мы очень хорошо поработали. А сейчас я предлагаю вам подойти к столу и немного поиграть. Игра называется «Свойства стекла». (На столе лежат разноцветные карточки, на оборотной стороне, которых различные условные знаки.)
- Соня, возьми, пожалуйста, красную карточку и посмотри, что на ней нарисовано. (Радуга)
- Этот условный знак был, когда мы изучали свойства стекла? (да) Может быть ты вспомнишь о каком свойстве стекла говорит этот знак? Прикрепи его на доску.
- Катя, возьми синюю карточку. И т.д.
Итог.
- Ребята, я даю вам каждому два лучика для солнышка жёлтого и голубого цвета. А на доске прикреплён круг от солнышка, вам нужно прикрепить лучики к солнышку. Если вам понравилось занятие, нужно прикрепить лучик желтого цвета. А если занятие было не интересным, то голубого цвета.
Поделиться с друзьями: