Заголовок

 

«Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».

К. Гельвеций

 

 

 

 

Актуальные ссылки:

  

 

 

 

 

 

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением "В мире стекла" (средняя группа)

 Конспект 

непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению с предметным и социальным окружением

на тему «В мире стекла» 

(средняя группа)

Программные задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с историей появления стекла;

- опытным путем определить качество стекла (прозрачное, цветное, твердое, звонкое, хрупкое.)

- расширять и уточнять представление детей о свойствах стекла.

Развивающие:

- развивать речь, воображение, внимание, наблюдательность, любознательность, фантазию;

- развивать умение выражать свои мысли.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к бьющимся предметам (стеклянным);

- воспитывать умение работать в парах. 

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарная работа:  бесцветное, цветное, прозрачное, звонкое, стеклянное, хрустальное. 

Предварительная работа: разучивание физминутки, повторить понятие природный и рукотворный мир. 

Материал и оборудование:

для воспитателя: небольшие стеклянные предметы (шарики разного цвета и формы, бутылочки, баночки, фужеры, стаканы, палочки для проверки звонкости стекла,  ноутбук, телевизор

для детей: палочки  или карандаши для проверки звонкости стекла, стаканчики стеклянные, бумажные и пластиковые, шарики цветные или камешки, деревянные кубики. 

Содержание непосредственно образовательной деятельности детей:

 1. Организационный момент

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице холодно, а в нашей группе тепло, светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

- Ребята, чтобы узнать чем мы с вами сегодня будем заниматься, нужно отгадать загадку.

Не влетят в наш домик мошки.

И тепло нам и светло.

Очень прочное в окошке

И прозрачное

                      (С…о)

(Ответы детей)

- Правильно!  Сейчас я хочу вам кое- что показать. Воспитатель подводит детей к столу, на котором под скатертью стеклянные предметы.

- Что это за предметы? (Ответы детей).

- Из чего сделаны эти предметы? (из стекла)

- Как можно сказать они какие? (стеклянные)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, стекло – это природный материал или рукотворный? (Это сделано руками человека).

 2. Основная часть.

Воспитатель: Были такие времена, когда человек не знал, что есть такой материал – стекло. А вам интересно узнать, как  появилось стекло?

Воспитатель: Однажды в давние временам моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговор. Чтобы ветер не задул пламя, они обложили костер комками соды, которую везли с собой. Всю ночь полыхал костер. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Утром они очень удивились, когда нашли вокруг костра блестящие камушки – камни, которые образовались из сплава песка и соды. Они получились камень твердые, но прозрачные и сверкали на солнце. Так люди впервые увидели стекло.

 Так из чего же образовалось стекло? (ответы детей).

 

Воспитатель: Ребята, так вот люди научились делать стекло и стали его исследовать. Как вы думаете, где проходили эти исследования? (Ответы детей.) И мы сегодня с вами тоже будем исследовать стекло. У нас будет своя лаборатория в группе детского сада.

Итак, давайте войдем в нашу лабораторию, и начнем исследование. (Дети проходят к столам, на которых подносы для работы в паре, на них необходимый раздаточный материал и присаживаются).

- Ребята, перед тем, как мы начнем наше исследование, ответьте мне на вопрос: Что произойдет, если уронить стеклянный предмет? (он разобьется) Правильно, значит стекло какое? (хрупкое). Молодцы! Хрупкость – это свойство стекла. Посмотрите каким условным знаком мы обозначим это свойство.

 

Опыт №1: Запах

Материал: стеклянный стакан

Ребята, как вы думаете, стекло чем-то пахнет? (Ответ)

-Возьмите в руки любой стеклянный стакан и понюхайте. Он чем-то  пахнет? (Ответы детей)

Значит, какой можно сделать вывод?

Вывод: стекло не имеет запаха.

-Хорошо. Молодцы! Мы с вами выделили одно из свойств стекла. Как вы думаете, каким условным знаком мы его обозначим?

 

1 Опыт №2: Твердость

Материал: стеклянный и пластиковый (одноразовый) стаканчики.

Сейчас «уважаемые исследователи» я  предлагаю вам следующий опыт. Возьмите пластиковый стакан, сожмите его? Мнется? Значит он какой? (мягкий). А теперь попробуйте сжать стеклянный стакан. Получилось? Почему? (Он твердый.)

Почему пластиковый стакан смялся, а стеклянный – нет?

Вывод: стакан из пластика мягкий, а из стекла - твердый

- Умнички! Мы выделили еще одно свойство – это твердость. Каким условным знаком мы можем обозначить это свойство? 

Физминутка.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)

А теперь мы приседаем.

Мы прекрасно понимаем —

Нужно ноги укреплять,

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И на место снова сели. (Дети садятся.)

 

3 Опыт №3: Прозрачность. Цвет.

Материал: стеклянный стакан, пластиковый стакан, 2 камешка

Воспитатель: Ребята, приступим к следующему опыту. Опустите один камешек в стеклянный стакан, а другой в пластиковый. Что вы можете сказать? (Ответы детей)

 Ребята, а где можно увидеть прозрачные стекла? (окна в домах, стекло в машине, очки, люстры, лампочки и  т. д.) А теперь посмотрите на стакан и скажите мне, какого он цвета. Подвожу детей к выводу, что стекло бесцветное. А всегда ли стекло бывает бесцветным? (Ответы) Правильно, ребята, стекло бывает и цветное. У меня есть образцы цветного стекла. Показываю детям (зеленая бутылка, коричневый пузырек, различные цветные вазочки и сувениры из стекла)

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Стекло прозрачное. Может быть бесцветным и цветным. Какой условный знак нам поможет запомнить это свойство стекла?

 

4 Опыт №4: Звук.

Материал: стеклянный стакан, деревянный кубик, карандаш.

Ребята, возьмите карандаш и постучите по кубику. Звенит? А теперь постучите по стаканчику. Звенит? (да) Как звенит? (звонко) Да, у стекла есть ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Стекло звонкое.

Ребята, а  какие красивые мелодии можно проигрывать на бокалах. Называется это музыкой поющих бокалов (включаю видео «Поющие бокалы»). Красиво, правда? Какой вывод мы с вами можем сделать?

Вывод: стекло издает звук.

Молодцы! А какой условный знак может обозначать звук?

 

- Молодцы, ребята! Мы очень хорошо поработали. А сейчас я предлагаю вам подойти к столу и немного поиграть. Игра называется «Свойства стекла». (На столе лежат разноцветные карточки, на оборотной стороне, которых различные условные знаки.)

- Соня, возьми, пожалуйста, красную карточку и посмотри, что на ней нарисовано. (Радуга)

- Этот условный знак был, когда мы изучали свойства стекла? (да) Может быть ты вспомнишь о каком свойстве стекла говорит этот знак? Прикрепи его на доску.

- Катя, возьми синюю карточку. И т.д. 

Итог.

- Ребята, я даю вам каждому два лучика для солнышка жёлтого и голубого цвета. А на доске прикреплён круг от солнышка, вам нужно прикрепить лучики к солнышку. Если вам понравилось занятие, нужно прикрепить лучик желтого цвета. А если занятие было не интересным, то голубого цвета.